понедельник, 10 февраля 2020 г.

10 февраля - День домового! :)

Наши предки отмечали 10 февраля Ефремов день, который также известен в народе как День домового. Считалось, что "хозяин" любит пошутить, и иногда эти шутки не бывают добрыми. Именно по этой причине старались всячески задобрить домового – кормили его свежей сладкой кашей, оставляя ее на ночь в погребе.


В этот день запрещается ругаться, становиться зачинщиками скандала и сквернословить, кроме того убивать насекомых в собственном доме. Девушки и женщины днем проводили уборку в домах, чтобы "соседушка" не бушевал. Рыбакам-любителям подледного лова можно смело отправляться на рыбалку, так как подмечено, что 10 февраля рыба отменно клюет. Женщинам и молодым девушкам после полудня следует почаще смотреться на свое отражение в зеркале, чтобы надолго остаться молодыми и красивыми.

Домовой — дух добрый. Обычно он — рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. Десятого февраля (в некоторых источниках указывается вечер 9-го февраля) принято задабривать духа жилища. Это помогает сохранить мир в семье, порядок в доме, благосостояние и хорошее самочувствие.

Для этого домовому предлагаются угощения, ведь все домовые - ужасные сладкоежки! Можно использовать молоко, кашу, конфеты, пряники, сахар-рафинад и выпечку. Некоторые ставят несколько мисочек с угощениями и вкусный напиток, чтобы наверняка задобрить хранителя дома. В древние времена славяне к этой дате собирали небольшой презент покровителю дома. Они брали маленькую коробочку и наполняли ее бусинами, старыми монетами, семечками и яркими пуговицами или лоскутками. Надо выложить сладости на тарелку и оставить ее на кухне, не забыв постелить новую белую скатерть.

Такой прием был призван продемонстрировать домовому, что люди, живущие с ним бок о бок, в нем по-настоящему нуждаются. Этот ритуал, который часто сопровождается особенными приговорками и молитвами, можно провести и в наше время.

Наши предки любили и чтили домового: при переезде в новое жилище его приглашали с собой. Оставляли ему подарки во дворе – монетки, лоскутки, горбушки хлеба. После вечернего приема пищи для него на стол ставили еду. По большим праздникам (Рождество Христово, Васильев вечер, Чистый четверг, Филиппов день) домового не забывали и угощали.

А отмечать День домового лучше всего дома! Соберитесь всей семьей и просто хорошо проведите время. Ваше доброе настроение, мир и взаимопонимание между членами вашей семьи — для домового лучшая награда за его труды и хлопоты о вашем благополучии!

10 февраля: приметы и поверья дня
Ветер в этот день – к сырому лету.
Если в этот день случилась беда или кто-то заболел, то, согласно поверью, это проказничает домовой.
Считается, что на Ефрема отменный клев.
Накормив домового 10 февраля, вы избавитесь от многих неприятностей.
Густой воздух над лесом – к дождю и ненастью.

12 комментариев:

  1. Надо же, как я с постом подрассчитала :)) Не знала, что такой праздник есть. У нас дома всегда уважали домового, в стену был встроен его "дом" (при ремонте нашли), при переезде целый ритуал выполняли, чтоб его с собой забрать (у нас домовой породистый, долгожитель семейный :)). Но появлялся он очень редко, только в случае поворотных событий в семье. В детстве я очень боялась, что домовой может прийти ко мне :))) Глупенькая :) Бабушка меня успокаивала тем, что объясняла, как с ним надо правильно разговаривать. Впервые я с нм познакомилась лично только после замужества, очень мудрое создание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, твой пост как раз вовоемя получился :). Я тоже до сегодняшнего дня о таком празднике не знала, а это очень интересно :).
      Какой у меня домовой - пока не поняла, думаю, постепенно разберусь. А как твой домовой себя проявляет, Наташа?

      Удалить
    2. Обычно домовой себя никак не проявляет, если только дому, семье, ее членам не грозит беда. Он и к бабушке, как к главе дома, редко приходил (тайком ночью, будил ее, садясь на краешек кровати в ногах). Если уж домовой пришел поговорить, то его надо самому спрашивать, к худу или к добру пришел.
      Меня же домовой "выживал" из дому. Т.е. мы с мужем жили у моей мамы после свадьбы (места было достаточно). Но домовой дал мне понять, что мы должны настоять на размене квартиры отца. Он просто за мной ходил. Молча.Тогда мы не могли знать, какие потом события развернутся, но потом сто раз поблагодарили домового за наставления.
      В этой квартире у нас свой домовой. Я его видела только один раз при очень странных обстоятельствах, когда вспоминаю, то ощущение, что у меня психика поехала :))). Но поскольку видела не я одна, то это меня успокаивает :)))

      Удалить
    3. Интересно все как! Не знаю, посылает ли мне послания мой домовой, как-то про это не думала. Возможно, я просто не обращаю на них внимания, а надо бы.

      Удалить
  2. Девочки! Я тоже о таком празднике не знала! С удовольствием почитала. Мне года 3 назад подарили лохматенького с балалайкой... Всё никак не могу определиться, куда его поставить... Он всё падает и падает, как живой, не нравится ему место. Может быть, к двери поближе?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется, лучше на кухню :). Хотя надо смотреть, где ему самому больше понравится.

      Удалить
  3. Только недавно пересматривала фильм Домовой :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наверно, специально, чтобы к празднику успеть :).

      Удалить
  4. Интересный праздник, тоже не знала о таком. Бабушкп рассказывала, что чувствовала Домового, он тоже к ней на кровать садился прямо ей на ноги.
    Я пока не встречала, может, и хорошо.
    А как он отвечает, к добру или нет пришёл?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Честно говоря, не знаю. Хотя думаю, что если нашлась, например, какая-то вещь, которую долго искали, то это домовой помог. Да и, наверно, если мирно живете, без ссор, в чистом доме, о котором заботитесь, то вряд ли домовой недоволен будет. Он вндь радуется, когда все хорошо :).

      Удалить
    2. Он отвечает либо "к худу", либо "К добру". После этого может "задать направление", сказать что-то общее, например "Дочь замуж выдаешь" или "сын в другой город собрался ехать". И уже понимаешь, удачное это будет событие и последствия или нет, лучше поменять планы.
      А если вещь долго не находится, то надо положить чашку на блюдце вверх дном и сказать "Поигрался и хватит, отдай, что спрятал".

      Удалить
    3. Наташа, спасибо, что рассказала, как домовой отвечает, и как вещи просить его отдать. А то я этого не знала.

      Удалить